пятница, 13 марта 2015 г.

Мовсес Хоренаци о восстании Бар-Кохбы

экскурсовод в Иерусалиме, гид по Израилю

@ Хоренаци о восстании Баркоба

Мовсе́с Хоренаци́, Моисе́й Хоре́нский (традиционно считают. что родился около 410 и умер в 490-х или в н. VI в.), ряд учёных относит время его жизни между VII—IX вв.)

История Армении

Прекрасен рассказ Аристона из Пеллы[1] о кончине Арташеса. В то время иудеи отпали от римского царя Адриана и под водительством некоего разбойника по имени Баркоба, то есть «Сын звезды», стали сражаться с епархом Руфом. По своим делам он был преступник и убийца, но кичился, ссылаясь на свое имя, якобы явился с небес как спаситель их от притеснения и плена. И сражался он так упорно, что, глядя на него, прекратили выплачивать дань римлянам также Сирия, Месопотамия и вся Персия. К тому же пронесся слух, будто Адриан заболел проказой. Но наш Арташес не отступился от него. 

В это же самое время Адриан прибыл в Палестину и покончил с повстанцами, осадив их в небольшом городке близ Иерусалима. Затем он повелел выслать весь иудейский народ из родной стороны, чтобы они даже издали не могли видеть Иерусалим. Сам же отстроил Иерусалим, разрушенный Веспасианом, Титом и им самим, и назвал его «Гелией»[2], по своему имени, ибо Адриан действительно звался Солнцем. Он заселил город язычниками и христианами, коих епископом был некто Марк. Около этого времени он послал большую рать в Ассирию, а нашему Арташесу приказал идти в Персию со своими зигостатами[3]. При нем служил секретарем тот муж, который оставил нам эту историю…



[1] Аристон из Пеллы, труд в защиту христианства в сер. II в. н. э. Евсевий Кесарийский ссылается на другой его труд — о восстании Бар Кохбы в Палестине при имп. Адриане. Факт описания им смерти и похорон армянского царя Арташеса упоминается лишь у Мовсеса Хоренаци.
[2] Солнце по-гречески — хелиос, Адриана же звали Элий (Aelius). Отождествление основано на внешнем звуковом сходстве
[3] Зигостаты (греч.) — «наблюдающие за весами», «весовщики». Смысл применения этого слова в данном контексте непонятен. Возможно, его сл. производить от греч. зеугос — того же корня, обознач. парную запряжку, т. е., возможно, в данном сл., колесницу.