пятница, 24 июля 2020 г.

Депортации евреев в Армению





Переселения иудеев в Закавказье связаны не только с падениями Храмов. В этом отношении чрезвычайно интересен рассказ Фавстоса Бузанда[1] о переселениях, предпринятых персидским шахом Шапуром в 369 г., у Бузанда упоминается и более раннее событие: «Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привел в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок тысяч семейств армян <…>. (Персы) взяли также большой город Ервандашат, вывели оттуда двадцать тысяч семейств армян и тридцать тысяч семейств евреев, а город разрушили до основания. Потом взяли город Зарехаван <…>, оттуда тоже забрали в плен пять тысяч семейств армян и восемь тысяч семейств евреев, а город разрушили до основания. Взяли также большой город Заришат <…>, (взяли в плен) четырнадцать тысяч семейств евреев и десять тысяч семейств армян, а город тоже разрушили до основания. Взяли также укрепленный город Ван <…>. Оттуда тоже увели в плен пять тысяч семейств армян и восемнадцать тысяч семейств евреев.
Все это множество евреев, которое увели в плен из армянской страны, великий армянский царь Тигран привел из Палестинской страны в древние времена, когда он взял в плен и привел в Армению первосвященника евреев Гиркана. Великий царь Тигран всех этих евреев в свое время поселил в городах Армении. <Персы> пригнали всех в город Нахчаван, который был
средоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили, и оттуда вывели две тысячи семейств армян и шестнадцать тысяч семейств евреев и увели вместе с другими пленными» (Кн. 4).
Из описания следует, что в сумме из перечисленных городов персы увели в плен 95 тыс. еврейских семей и 82 тыс. – армянских. Вероятно, эти цифры отражают соотношение населения вообще, если не предполагать, что Шапур больше интересовался евреям.

Что касается переселения евреев Тиграном II Великим - это событие вероятное. О походах Тиграна на Птолемаиду, т.е. Акко, в царствование вдовы Александра Янная (76 – 67 до н.э.) сообщает Иосиф Флавий (без сведений о пленных): «Примерно в то же самое время пришло известие, что армянский царь Тигран ворвался с трёхсоттысячным войском в Сирию и собирается прибыть в Иудею. Это, вполне естественно, испугало царицу (Александру, вдова Янная, правила  и народ, и потому, пока царь осаждал Птолемаиду, к нему было отправлено посольство со многими ценными дарами. В то время Сирией правила царица Селена, иначе наз-ся Клеопатрою. Она-то и уговорила жителей Птолемаиды закрыть перед Тиграном городские ворота. И вот посланные явились к Тиграну и стали просить его пощадить царицу и их народ, он же благосклонно принял их, ибо они явились столь издалека для выражения своей покорности, и обещал им свою милость. Впрочем, Тигран только что успел взять Птолемаиду, как ему было донесено, что Лукулл, находясь в погоне за Митридатом, упустил его, потому что Митридат спасся бегством в Иверию, и теперь грабит Армению и старается овладеть ею. При этом известии Тигран немедленно поспешил к себе домой».

Мовсес Хоренаци (V в.), сообщая о походе Тиграна на Птолемаиду, подчеркивает «Он забирает много пленных иудеев и приступает к осаде города Птолемаиды. Но владычица Иудей Александра <…>  бывшая жена Александра <…> которая в те времена управляла Иудейским царством, доставив ему множество даров, убедила его уйти оттуда. К тому же разнеслась молва, что какой-то разбойник… укрепившись на неприступной горе, тревожит Армянскую страну (Ч. 1, 2:14-15).
Следует сказать, что Мовсес хорошо знаком с работами Флавия и пользуется его сведениями, упоминая или не упоминаяя источник

Гней Помпей (106-48 гг. до н. э.), выдающийся полководец, всего за сорок дней очистил Средиземное море от пиратов, разгромил понтийского царя Митридата VI Эвпатора, подчинил Риму его союзника - правителя Армении Тиграна Великого. В результате его завоеваний на востоке в римские провинции были превращены Понт, Вифиния и Сирия…
Падение династии Хасмонеев растянулось на более долгий период. В эту историю входит и пленение первосвященника евреев Гиркана. Эти события отражены как у Флавия, так и у Мовсеса Хоренаци - с той разнцей, что «парфяне» Флавия названы у Мовсеса армянами.
Надо сказать, что, возможно, оба правы, поскольку в это время Артавазд II царь Великой Армении в 55—34 до н. э., сын Тиграна II, вступил в союз с парфянами, именно эти «парфяне» участвуют и в истории прихода к власи Ирода, которого Римский сенат назначил царем, но отвоевать страну у соперников, парфян и павстанцев Ироду еще предстоял. Но сначала он оставляет Иерусалим,чтобы укрыть семью в Массаде. «Между тем в Иерусалиме парфяне предались грабежу: они ворвались в дома тех, кто бежал вместе с Иродом, и во дворец, пощадив лишь деньги Гиркана, всего не более 300 талантов. Однако размеры найденного имущества не оправдали их ожиданий, ведь Ирод, давно питавший недоверие к парфянам, заранее переправил наиболее ценное из своего имущества в Идумею, и его примеру последовали все его друзья. С окончанием грабежа поведение парфян сделалось уже совсем необузданным: они наполнили всю страну истребительной войной, стерли с лица земли город Марешу и, наконец, сделав Антигона[2] царем, выдали ему на расправу закованных Фацаэля и Гиркана. (Фл. ИВ 1, гл. 13:9)
Мовсес: Ирод из Иерусалима «ночью, вместе с семьей тайно бежал к идумеям. Он оставил семью в крепости Массаде и сам срочно отправился в Рим. Армянские войска при помощи сторонников Антигона вступили в Иерусалим и, никому не нанося ущерба, захватили лишь имущество Гиркана, стоимостью более трехсот талантов. Совершая набеги на окрестные области, они грабили сторонников Гиркана. Взяли в плен (жителей) города Марисы, поставили царем Антигона, а Гиркана в путах вместе с пленниками повели к Тиграну. Тигран же приказал <…> поселить пленных иудеев из Марисы в городе Шамирам [3]. После этого жизнь Тиграна продлилась не более трех лет; он умер, процарствовав тридцать три года».
Мареша (Мариса) - территория идумеев, к которым принадлежал отец Ирода Антипатр (военачальник Гиркана) и на которых опирался сам Ирод.
Мовсес приписывает все героические деяния (в том числе пленение Гиркана) Тиграну (умер в 55 г. до н. э.), не нравится ему Артавазд…



[1] Фауста Византийца, V в., армянский историк, время жизни спорно, повествование в "Истории Армении" доводит до 387 г., т.е. до Первого раздела Армении.
[2] Второй сын Аристобула II. Был отвезён в Рим вместе с др. членами царской семьи после взятия Иерусалима Помпеем (63 до н. э.). После убийства Цезаря (44 до н. э.) Антигон несколько раз пытался захватить Иерусалим, и наконец вступил в союз с парфянами, став, таким образом, врагом Рима.
Парфяне официально провозгласили Антигона II царём и первосвященником в 40 до н. э., а римляне объявили царём Ирода. Разбив парфян, римляне оказали активную помощь Ироду, и после долгой осады Иерусалима, Антигон потерпел поражение. Он был казнён в Антиохии по приказу Марка Антония.
[3]  Город Шамирам — город Ван.


Фотографии с раскопок Мареши